MVP это — минимально жизнеспособный продукт. Его создание — лучший способ убедиться, что стартап будет иметь спрос у аудитории. Расскажем, как происходит MVP разработка, каким критериям должен отвечать проект и что нужно учитывать.

Для понимания, что такое MVP в бизнесе необходимо представлять себе жизненный цикл проекта и особенности продуктового подхода к решению задач. Первый делом поговорим о целесообразности.

Зачем нужна MVP версия

По статистике успешными становятся только 10% стартапов, а в 42% случаев проект идет ко дну, столкнувшись с банальным отсутствием спроса на товары или услуги.

Попробуйте подсчитать, сколько денег, времени и сил ушло в никуда. Чтобы этого избежать необходимо разработать минимально работающий продукт. Понимая, что такое MVP, вы сможете протестировать спрос без серьезных финансовых вложений.

Как это работает?

Разработка MVP в общем плане состоит из анализа нужд целевой аудитории, исследования рынка и создания основного функционала. То есть это минимум работ, который необходим для получения обратной связи от клиентов.

MVP проект дает возможность оптимизировать расходы и создать продукт без привлечения серьезного финансирования. Его можно сразу продемонстрировать инвесторам как работающий прототип.

Когда используют MVP продукта

Это можно сделать в любой ситуации, когда требуется вывести на рынок что-то новое. Это не обязательно может быть стартап. Аналогичным образом проверяют отдельные направления и продукты.

Концепцию MVP создал Эрик Райс, по факту она дает возможность получить максимум проверенной информации о продукте путем наименьших затрат.

С его помощью можно на первом этапе создания понять, есть ли смысл вкладываться в разработку полноценной версии и будет ли она востребована у целевой аудиторией.

Альтернативы MVP

В продуктовом подходе есть несколько других способов проверки гипотез. Основные из них:

  • PoC — представляет собой проверку осуществимости идеи через различные исследования, предзаказы или статистический анализ. В отличие от создания MVP в этом случае разработки конкретного продукта не будет. В некоторых случаях в рамках этого подхода получают прототип, но без полноценно работающего функционала. В случае PoC акцент делается на саму возможность реализации идеи и сбор доказательств о ее востребованности.
  • CustDev — методология тестирования целевой аудитории. С ее помощью можно правильно выделить сегменты будущих клиентов, подготовить вопросы и тесты, а затем выявить потребности.

Эти два способа можно считать предварительными. Если нет денег и бюджета на полноценный MVP продукта, то можно обойтись исследованиями или созданием прототипа с проверкой спроса на него.

Виды

Если необходим MVP как сделать его максимально подходящим к ситуации — основной вопрос. Существует несколько подходов к разработке данного продукта, которые используются в зависимости от типа бизнес-решения.

  • Один параметр. В этом случае создают MVP проекта с одной-двумя ключевыми функциями. А тестирование проводится на основе суженной целевой аудитории. Цель такой разработки — понять, нужен ли пользователям главный функционал. Если нет, то и смысла дорабатывать продукт нет.
  • Разрозненный. Такой вариант подходит, когда для проверки гипотезы нет необходимости создавать специальное ПО. Например, чтобы протестировать, нужен ли покупателям определенный продукт, создается лэндинг из готовых решений и проверяется спрос. Этот вариант редко применяют для MVP IT.
  • Волшебник страны ОЗ. В данном случае расходы на разработку оптимизируют за счет использование ручного труда. Например, если нужно протестировать спрос на сложный продукт, можно не заказывать дорогостоящие услуги программистов, а подменить их ручным трудом. Это будет дешевле для небольших объемов и позволит получит представление о потребностях целевой аудитории.

Как сделать MVP

Теперь поговорим об основных этапах проектирования, которые позволят реализовать все это на практике.

Основные принципы

Для разработки MVP стартапа нужно позаботиться о базовых моментах и поделиться ими со своей командой. На какие вопросы следует ответить:

  • Минимизация затрат — MVP проекта это всегда про экономию ресурсов. А значит его разработка должна быть идеально оптимизирована. Основная цель всех процессов — проверить идею при минимальных затратах. Все предложения и гипотезы нужно выдвигать исходя из этого принципа. Также на его основе стоит выбирать тип MVP.
  • Продвижение — так как конечная цель не рост, а именно проверка гипотезы, важно найти экономичные способы рекламы продукта. Сформируйте пул бесплатных и бюджетных каналов привлечения пользователей. Потенциальной целевой аудиторией могут стать люди, принимавшие участие в маркетинговых исследованиях.
  • Платформы по краудфандингу — их можно использовать не только для непосредственного получения инвестиций. Это хороший канал продвижения и способ провести полевые исследования бюджетным способом. Так можно проверить — есть ли интерес у пользователей в продукте.
  • Обратная связь — ее качество и количество критически важно. Для того, чтобы затраты на разработку MVP не пропали зря, необходимо проводить максимально количество А\В-тестов и исследований. Регулярно совершенствуйте методики и вопросы, а также готовьтесь к тому, что продукт придется несколько раз дорабатывать под вновь открывшиеся обстоятельства.

Постановка целей

Здесь потребуется понять, какую потребность клиентов может закрыть проект. На него стоит отвечать развернуто и детально, так чтобы каждый член команды хорошо представлял себе, что необходимо реализовать.

Таким образом станет понятна ценность продукта для целевой аудитории, что позволит определить ключевые алгоритмы работы, которые необходимо реализовать в первую очередь.

Определение ЦА

Важно правильно понять, кому необходим продукт и кто будет им пользоваться. Большая ошибка считать, что он нужен буквально всем, даже если целевая аудитория будет максимально широкой.

Но при таком подходе продукт не будет оптимизирован под конкретные нужды конкретных людей. А будучи разработанным для всех, фактически не будет подходить никому.

В грамотном продуктовом анализе требуется четко выявить свою аудиторию, составить ее портрет или несколько портретов.

В идеале при создании портрета следует использовать все основные социологические метрики: пол, возраст, уровень дохода, сфера работы, должность, потребности и задачи, страхи и мотивации.

Конкурентный анализ

Создавая максимально жизнеспособный продукт не стоит увлекаться иллюзией уникальности. Даже у MVP стартапа обычно есть скрытые конкуренты. Если их совсем нет, это повод задуматься, так ли уж хороша идея, что никто не пытался воплотить ее в жизнь хотя бы частично.

При анализе конкурентов нужно:

  • Найти самые крупные и успешные компании, определить их долю рынка и главные преимущества. Подумайте, чем они лучше и чем может быть лучше ваш продукт.
  • Оценить финансовые показатели из доступных источников, проанализировать рекламные кампании и бюджеты. Анализируйте перспективы работы с ними на одном рынке.
  • Собрать полный PR-анализ — что и как пишут о конкурентах, как они презентуют себя в СМИ, какими стратегиями пользуются.
  • Изучить сайты и приложения — для этого есть много инструментов на рынке, которые дадут информацию об объеме трафика, упоминаниях и позициях в поисковиках.

SWOT

Этот тип анализа применяют для стратегического планирования. В его основе — описание всех ключевых аспектов деятельности и приведения их в вид таблицы.

Обычно создается в виде матрицы, в которой указывают положительные и отрицательные внешние, а также внутренние факторы.

Эта методика позволяет наглядно увидеть потенциальные слабые и сильные места, чтобы минимизировать вред от первых и улучшить эффект вторых.

Пользовательский путь

Для создания MVP продукта нужно будет нарисовать CJM. Это тот путь, который должен будет пройти представитель целевой аудитории к покупке. Он необходим для того, чтобы грамотно спроектировать юзабилити сайта и приложения, а также запускать рекламные кампании.

Здесь пригодятся портреты целевой аудитории. На их основе члены команды могут представить себя определенными людьми, пройти по шагам и понять, как их упростить.

В идеале карту пользовательского пути стоит проверять на реальных представителях целевой аудитории, потому что изнутри продукта очевидны не все сложности.

Функции и приоритеты

Исходя из карты можно составить список ключевых функций, которые нужно реализовать в MVP проекта. На этом этапе — отсекаем все лишнее, оставляем только самое необходимое, без которых пройти по шагам будет невозможно.

Для продуктовой разработки важна приоритезация. Нужно понять, что реализовывать в первую очередь, а что оставить на потом.

В идеале стоит избегать любых дополнительных функций, которые могут отвлечь пользователя от основных частей. Помним, что минимально работающий продукт называется так не зря.

Разработка

Процесс должен строиться на итеративном подходе. Почему это важно для MVP стартапа? Потому что только так можно в сжатые сроки создать работающий функционал и оперативно вносить в него изменения. А они понадобятся, если продукт окажется нужен хотя бы кому-нибудь.

Выбирать здесь стоит из Kanban, Scrum или Lean — как самых популярных решений.

Тестирование

Это важнейшая часть разработки MVP, потому что такой проект создают по большей части именно для тестов. Первые придется проводить внутри команды. Но бета-тестирование потребует привлечения потенциальной аудитории. Ее можно найти в социальных сетях, на популярных площадках и блогах.

Работа после запуска

По факту этот этап идет параллельно с тестированием. Команда должна будет собирать аналитические данные, сводить статистику и проверять гипотезы о пользовательском поведении.

Исходя из статистики станет понятно, есть ли смысл запускать продукт, интересен ли он пользователям и насколько.

MVP версия позволит ответить на все эти вопросы не предположениями, а фактами, подтвержденными цифрами.

Этот материал подготовили профессионалы веб разработки сайтов. С нашей помощью можно создать MVP вашего продукта. Больше интересных статей в блоге студии веб разработки YuSMP Group.