В веб-студии YuSMP Group мы придерживаемся позиции, что проектировать будущие приложения необходимо вместе с клиентом. С таким подходом мы реализовали десятки проектов, которые сейчас успешно работают. В статье мы поделились опытом совместного проектирования.

Как правило, клиент обращается в IT-компанию уже с идеей. У него много планов и представлений о том, каким должен быть продукт, но не всегда заказчик хорошо понимает техническую сторону вопроса. Наша задача — за руку с клиентом пройти путь от замысла к четкому плану действий. 

Проводим интервью 

Первое, что мы делаем, задаем клиенту ключевые вопросы. Ответы дадут нам понять, как и куда мы будем двигаться дальше.

Вопросы: 

  1. Кто целевая аудитория продукта? Здесь мы выясняем портрет потенциального клиента: пол и возраст, географию, уровень дохода и так далее.
  1. Какую проблему решает продукт? И действительно ли будущее приложение закрывает боли пользователей? 
  1. Как будет происходить монетизация? Узнаем как клиент видит заработок на продукте, если монетизация вообще предполагается проектом. Например, для социального проекта прибыльность может не учитываться. 
  1. Какой эффект от продукта ожидается? Выясняем, что клиент хочет получить от приложения. Это может быть заработок, упрощение бизнес-процессов, рост или пиар компании, практическая польза и так далее.
  1. Изучал ли клиент рынок? Важно понять какие решения были у конкурентов, что из этого мы можем взять во внимание, а что сделать по-другому. Если заказчик не проводил мониторинг, мы берем эту задачу на себя.
  1. Кто будет продвигать продукт? Узнаем, есть ли у клиента свои маркетинговые мощности или потребуется рекомендации от нас.

Обсуждаем роли в системе 

Нам важно понимать, кто будет пользоваться продуктом и какие роли будут у пользователей. Например, в системе для учета пассажиров в транспорте и учета времени работы водителей есть две роли: 

  • роль Водитель;
  • роль Пассажир. 

В зависимости от роли будут меняться пользовательские истории. То есть интерфейс и функциональности ПО.

Так, водителю перед запуском приложения нужно ввести свой идентификационный номер, медицинские параметры (пульс, давление, наличие алкоголя в крови) и уже непосредственно перед выходом на линию маршрута нажать кнопку “старт”.  Соответственно, у пассажира будет другая пользовательская история. 

С клиентом мы обсуждаем сколько всего нужно “ролей”, и как они будут взаимодействовать в системе.  Так же определяем какие приложения необходимы (веб и мобильное приложение, админ-панель и так далее).

Составляем набор артефактов 

Для каждого проекта мы формируем индивидуальный пул артефактов.

  • MindMap  — это ментальная карта фичей. Здесь обозначаем, какие приложения потребуются
    внутри проекта, прописываем роли, (администратор, модератор и так далее), и то, как роли взаимодействуют с будущим приложением.
  • Пользовательские истории. Раскрываем как каждая роль взаимодействует с системой.
  • BPM диаграмма наглядно показывает как роли взаимодействуют с системой и друг другом.  Этот артефакт помогает избежать дыр в бизнес-процессах.  Когда мы видим перед собой схематичное взаимодействие, сразу становится очевидным, какие важные процессы в приложении остались не задействованными. 
  • Дизайн-концепт. Обязательно рекомендуем нашим клиентам сделать  этот артефакт. Представляет из себя 2-3 варианта экрана будущего продукта. 

Каждый артефакт утверждается заказчиком. На данном этапе работы тесно общаемся с клиентом: каждый день вместе обсуждаем подготовленные части бизнес-процесса, чтобы достигнуть наилучшего результата.

Перед началом работы 

После проделанного пути, мы получаем набор работ для стадии аналитики и дизайна.  Перед началом следующего этапа еще раз вместе с клиентом смотрим на фичи и, при необходимости, сокращаем их для минимального рабочего продукта. Это и является MVP будущего проекта.  

P.S.: Очень удобно выделять MVP при помощи цветов на MindMap. Таким образом вы с клиентом видите целостную картину фичей и что является минимальным рабочим продуктом.

Так на дискавери-фазе мы проектируем  будущее приложение вместе с клиентом.