Работодателей интересуют hard и soft skills навыки в компетенциях соискателей. Термины встречаются во всех статьях про трудоустройство в IT. Но не все могут сходу привести soft skills примеры и их отличие от hard. Расскажем все об этих навыках, кому и для чего они нужны, как их развивать и что в конечном итоге важнее.

Soft skills и hard skills: перевод

  • Хард скиллз — жесткие, они же профессиональные и измеримые навыки. К ним относится умение делать содержательную часть работы: программировать, писать автотесты или рисовать макеты. Туда же — все сопутствующие знания. К hard skills примерам относится умение работать в определенных программах или свободный английский язык.
  • Софт скиллз — мягкие или свободные. К ним относятся личностные качества и умения, которые сложно измерить. За счет последнего у технических специалистов возникают с ними проблемы. Если говорить о soft skills примерами будет — проактивность, коммуникабельность и креативность. Они больше относятся к личностным характеристикам. Но бывают не только врожденными, но и приобретенными в процессе жизни.

Основные различия

Soft skills навыки, зависящие от эмоционального интеллекта, а hard skills это логика и уровень IQ. Главное различие между ними — в условиях получения.

Все мы интуитивно понимаем, что такое hard skills, список ключевых знаний будет разным для каждой профессии. Но составить его легко, а выучить можно в любом учебном заведении.

Освоение «хардов» — линейно, структурированно и предельно понятно. Подтвердить эти навыки также легко. Достаточно предъявить диплом или сертификат, сдать экзамен или показать примеры работы.

Soft skills это неизмеримые качества, им не обучают в ВУЗах и невозможно создать линейную инструкцию по развитию этих навыков. «Софты» универсальны практически для любой должности: все работодатели хотят видеть проактивных и дружелюбных сотрудников. Хотя некоторые отдельные качества могут выходить на первый план в зависимости от позиции.

Влияние на карьеру

Soft skills на русском рынке труда традиционно уделяют мало времени. Постсоветское пространство — родина сильных технарей. А вот культура менеджмента в отечественных компаниях не всегда дотягивает до мирового уровня. Но тенденции меняются, поэтому софт скиллз начинают все чаще встречаться в требованиях к кандидатам.

В IT, как в высокотехнологичной сфере, доминируют hard skills это непременное условие для трудоустройства. Но для построения успешной карьеры они необходимы, хоть и не достаточны.

Чем больше у сотрудников мягких навыков, тем выше шансов занять руководящую должность. При прочих равных перевод на следующую позицию получит сотрудник с хорошими коммуникативными возможностями и социальными компетенциями.

Перечень важнейших soft skills для IT

  • Креативность — умение находить новые пути для решения задач высоко ценится, но дается с трудом даже опытным специалистам. Нестандартное мышление следует развивать, регулярно тренируя мозг.
  • Навыки общения — это soft skills, который считают базовым для руководителей. Некоторые рождаются с высокими коммуникативными навыками, но их можно развить даже во взрослом возрасте. Для этого стоит активнее общаться с членами команды, участвовать в обсуждениях, просить о помощи по рабочим вопросам и помогать коллегам в ответ.
  • Внимательность — страдает во время дедлайнов и способна ставить палки в колеса на всех этапах работы. Универсальный путь развития этого качества — концентрироваться на одной задаче, избавить себя от раздражителей, создавать комфортную среду, не отвлекающую от работы.
  • Адаптивность — в hard skills списке у любого технического специалиста спектр технологий. Но они развиваются так быстро, что бизнесу важнее не что сотрудник знает сейчас, а как быстро он может получить новый навык, которого пока на рынке еще нет. Тренировать адаптивность нужно на реальных паттернах поведениях: выделить их и постепенно вводить в работу и жизнь новые процессы.
  • Командная работа — чем сложнее задачи, тем больше сотрудников решает их совместными усилиями. А при их подборе становятся важнее soft skills, позволяющие им эффективно взаимодействовать друг с другом. Навыки работы в команде развивает любая практическая групповая деятельность. Например, командные виды спорта.
  • Пунктуальность и тайм-менеджмент — умение расставлять приоритеты, соблюдать сроки, балансировать между продуктивность и отдыхом. Это soft skills, который считают важнейшим в студии веб разработки YuSMP Group. Для его развития рекомендуют собирать все задачи в одном месте, декомпозировать крупные на более мелкие, планировать дела на день, неделю и месяц.
  • Ведение переговоров — базовый навык, необходимый для продвижения личных интересов. Каждое собеседование — переговоры, где сотрудник «продает» свои умения, отстаивает позиции и ищет компромиссы. Этот soft skills качают только в реальных условиях. Но для этого не обязательно проходить собеседования, достаточно регулярно отстаивать свою точку зрения в дискуссиях.
  • Проактивность — способность выходить за рамки шаблонов и действовать самостоятельно для расширения своих возможность. Проактивный сотрудник предлагает идеи, берет на себя новые функции, активно учится. Для развития этого навыка необходимо преодолеть интеллектуальную лень и пассивность.

Насколько важны hard skills

Сколько бы не говорили про пользу «мягких» навыков это всего лишь надстройка. При развитых soft skills перевод на более высокую должность становится вероятнее. Но без hard skills работу в сфере IT не получить.

Важное преимущество «жестких» навыков — измеримость. Уровень коммуникабельности или внимательности доказать нельзя, в отличие от вполне конкретного умения программировать.

Hard skills это база, которая обеспечит трудоустройство в ИТ и даст возможность развиваться в сфере технологий. А soft skills это надстройка, с которой карьера будет успешнее, а список возможных должностей — шире.