В разработке приложения тестировщик играет важную роль: он участвует на всех этапах проекта от идеи до выпуска, а еще без таких специалистов невозможна поддержка продукта после релиза. 

От качества тестирования будет зависеть надежность, безопасность и производительность приложения. QA инженер из YuSMP Group рассказал о том, как выглядит не халявное тестирование. Сохраните материал, чтобы потом проверить своего подрядчика.

<sub>картинка blogtestprojectio<sub>

Кто и как занимается тестированием продукта

Тестированием занимается отдел QA — сокращенно от английского Quality Assurance или обеспечение качества. Но перед тем как тестировщики приступят к работе, каждый разработчик обязан проверить на работоспособность и пройти основные пользовательские кейсы самостоятельно. 

Как мы уже сказали, тестировщики участвуют в процессе с самого начала: специалисты могут находить баги в дизайне, при работе с требованиями, или «ловить» неучтенные сценарии. Ниже рассказали обо всех этапах тестирования.

Этапы тестирования

Первый этап — это работа с требованиями. Тестировщик знакомится с требованиями от заказчика и формирует представление об итоговом продукте.

Участвует в обсуждениях, уточняет требования.

Вторая стадия — разработка стратегии тестирования. На этом этапе тестировщик оценивает сроки, продумывает какие он будет использовать техники тест-дизайна, собирает и изучает всю информацию по фиче. 

Третий этап идёт параллельно с непосредственной разработкой. 

Далее идёт создание тестовой документации. Это отчет по тестированию которую входит:

  • чек-лист по фичам с проверками, которые необходимо выполнить;
  • тестовые данные и их подготовка;
  • настройка тестового комплекса при необходимости.

Когда фича уже разработана, QA подключаются и выполняют тестирование по чек-листам, которые они составили и заводят баги.

Следующим этапом идёт стабилизация фичи: происходит работа над устранением багов. Разработка чинит баги, а QA занимаются их верификацией и окончательной правкой документации по фиче.

Завершающей стадией по разработке определенной фичи является эксплуатация. На этом этапе проводится регресс тестирование фичи, устранение выявленных ошибок, которые могут быть обнаружены в процессе регрессионного тестирования.

На этой стадии фичу можно проверить на пользователях: то есть выпустить ее на боевую среду и получить обратную связь от людей, а также посмотреть статистику. В дальнейшем эта информация помогает улучшить продукт. 

Что помогает сделать тестирование лучше 

В своих рабочих буднях QA используют несколько подходов.

1) QA проверяют все задачи разработчиков на предмет соответствия результата изначальной постановке задачи. Сюда входит верификация багов и задач, SRS, дизайнов.

2) QA занимаются тест-дизайном. Подготавливается тестовая документация, включающая в себя чек-листы, баг-репорты и тест-кейсы.

3) Внедрение системы управления тестированием. Специалисты хранят и систематизируют документацию. Описывают процессы тестирования, процессы прохождения регрессионных периодов на проекте, процессы смоук-тестирования. Формируют отчеты о проведенном тестировании.

4) Распределение ролей в команде. Есть QA Lead и дежурный QA (передающаяся роль).

5) Регулярные митинги, где команда делится знаниями по проекту и новым фичам, а также лайфхаками и опытом в тестировании.

Чем больше на проекте будет автоматизировано рутинных процессов, тем быстрее будет расти команда QA.

Что важно запомнить

QA по-хорошему должны подключаться к проекту с самого начала: так они лучше понимают будущий продукт и не тратят время на лишние движения.

Тестирование состоит из нескольких этапов и сопровождает проект даже после релиза. Это сложный продолжительный процесс с большим объемом технической документации, поэтому для проекта лучше выбирать опытных QA.

Работа тестировщиков тесно связана с разработкой: поэтому важно, чтобы между отделом QA и программистами был налажен контакт. Намного лучше, если оба подразделения относятся к одной компании.