В ведомстве объявили, что в конце года запустят мобильное приложение, которое будет бороться с телефонными мошенниками. 

Старое приложение с обновленной функцией

В начале февраля МВД России объявило конкурс на доработку своего мобильного сервиса, который будет носить название «Антимошенник». Основная цель разработки — предупредить абонентов о звонках и смс с подозрительных номеров.

Функцию определения аферистов предполагается интегрировать в существующее с 2014 года приложение МВД. Сегодня программа дает возможность в срочном порядке вызвать полицию, узнать новости МВД, отправлять обращения в Министерство.

Конкурсная документация описывает ожидаемый итог разработки: программный сервис, блокирующий звонки, смс с телефонов, содержащихся в базе данных «Дистанционное мошенничество». Абонент может заблокировать подозрительный номер. А также в приложении будет возможность вести «белый список» с доверенными номерами.

До сегодняшнего дня полицейский сервис не пользовался особой популярностью: на май 2021 года его рейтинг в Google Play 3,5 балла из 5, а скачиваний всего чуть больше 500 тысяч.

Последнее обновление для Android-версии приложения выходило в июле 2019 года.

Участники конкурса

Согласно данным портала госзакупок, первоначальная стоимость контракта на разработку сервиса составляла почти 63 миллиона рублей. Известно, что в тендере участвовало 2 фирмы.

Сумма контракта — почти 45 миллионов рублей. При этом проигравшая компания согласна была выполнить работы за 18,5 миллиона рублей. Проиграв тендер, разработчики обратилась с иском в ФАС. Жалоба была рассмотрена, но никаких нарушений в проведенном конкурсе и его результатах обнаружено не было.

Почему МВД решило доработать приложение

Необходимость в обновлении сервиса возникла в прошлом году из-за активного роста количества телефонного мошенничества. Чаще всего махинации происходили от представителей якобы «службы безопасности банка». Поэтому в 2020 году крупные финансовые организации совместно с сотовыми компаниями стали запускать программы отслеживания подмены телефонных номеров мошенниками. Суть работы таких программ состоит в обмене данными между банками и мобильными операторами для выявления подозрительных звонков. При обнаружении любого сомнительного действия банки могут приостанавливать операции по клиентской карте до выяснения всех обстоятельств.

ЦБ России за период с января по июнь 2020 года заблокировал свыше 9700 номеров телефонов злоумышленников. По данным главного банка страны, за прошлый год мошенниками было украдено со счетов клиентов почти 9 млрд рублей. Почти 80% злоумышленников совершали звонки с подменой номеров банков и представляясь их работниками.