В августе в системе быстрых платежей появился новый механизм, схожий с чарджбэком. Данный принцип взаимоотношений между участниками позволяет аннулировать неправильно произведенный платеж. В Национальной системе платежных карт рассказали, что сервис уже активно используют в 130 банках, возврат осуществляется в течение двух недель. Но в отличие от чарджбэка (механизм возмещения по платежным картам), новая функция не обязывает банки возмещать ошибочные переводы, пока все основано на доброй воле и желании платежной организации.
Принцип работы функции возврата платежа в системе ЦБ
Как стало известно «Известиям» от представителя ЦБ, запущенный в августе а механизм диспута дал возможность банкам общаться напрямую между собой для того, чтобы регулировать споры по клиентским платежным операциям. Использование стандартных процедур при обработке претензий значительно сокращает сроки решении таких проблем. На данный момент к тестированию сервиса подключились 130 банков.
Как рассказали в НСПК, данная модель решения спорных вопросов уже успешно обкатана на платежной системе «Мир». Пользователи карты и банки-участники уже оценили плюсы этого диспутного механизма, а именно скорость решения возникшей ситуации. Оперативное рассмотрение претензий стало возможным благодаря созданию удобного канала коммуникации между банками — участниками платежей. Теперь все запросы можно сразу отправлять второму участнику созданной в системе операции, что естественно сокращает время решения проблемы.
Как сообщили в НСПК, в настоящий момент в СБП число возвратных платежей немного. Но количество пользователей и сервисов системы увеличивается изо дня в день, поэтому встал вопрос о необходимости отлаженного механизма регулирования спорных операций.
Чтобы запустить процесс опротестования проведенного платежа, клиенту-плательщику или клиенту-получателю необходимо обратиться с просьбой, в виде заявления, провести корректировку или вообще отменить операцию в СБП из-за допущенной ошибки.
Какие плюсы у клиентов появились благодаря запуску нового механизма:
- Получение необходимого пакета документов по операциям СБП.
- Возврат ошибочно перечисленных средств.
- Исправление ошибки, совершенной самим клиентом, при переводе денег.
В Росбанке рассказали, что появление нового механизма позволило кредитным организациям решать претензионные вопросы с клиентом четко в сроки, обозначенные регламентом. Так, в СБП сроки рассмотрения заявления составляет до 15 дней, в то время как для международных платежных систем — до 30 дней.
Добровольность применения нового механизма диспута
Новый регламент работы с претензиями клиентов неправильно совершенных платежей пока не является обязательным для банков. Эксперты называют его только одним из шагов в сторону полноценной работы со спорными операциями клиентов.
Наиболее распространенной причиной заявлений на аннулирование платежа через СБП является ошибка клиента: ввел не тот номер телефона или не того получателя. Такие споры в системе быстрых платежей регулярны и считаются стандартным процессом.
Популярность возвратов по картам выросла из-за легкого использования этого механизма в ряде банковских мобильных приложений. Специалисты банковской сферы считают, что клиенты СБП ждут аналогичные карточному чарджбэку простоту и удобство и от нового диспутного механизма.
В связи с нестабильной обстановкой в мире основные чарджбэк-операции происходят в категориях: туризм, путешествия, концерты из-за невозможности получить клиентом оплаченную услугу. По словам операционного директора сервиса «Фаст Ривер» Ксении Артемьевой, появление в СБП функции возврата платежа увеличит популярность системы, что, в свою очередь, даст возможность полноценно развиваться миру торговли. Эксперт считает, что возможность возврата ошибочных переводов через сервис ЦБ обезопасит покупки потребителей, а для бизнеса гораздо интереснее низкий процент комиссий и мгновенные переводы, так как на сегодняшний день многие компании подключают возможность оплаты по QR-кодам.
No comments.