Очевидно, что без грамотного технического задания подступать к разработке бессмысленно, аналитика и UX/UI дизайны важны, однако не все заказчики это понимают. Еще до создания студии YuSMP Group, мне приходилось управлять проектами, в которых проигнорировали ТЗ и предварительные дизайны. Проекты были разными, а вот результат всегда один — заказчики теряли время и деньги.

В статье три кейса из моего опыта, которые отлично показывают, что бывает, если отказаться от стадии аналитики и дизайна в разработке.

Кейс 1. Времени нет, погнали разрабатывать

Бизнес хочет расти и стремительно развиваться. Зачастую клиенты приходят с проектами, которые хотят воплотить здесь и сейчас: у них нет времени на обдумывание и согласование экранов мобильного приложения, и тем более на анализ алгоритмов.

Когда я был менеджером проектов в аутсорсинговой компании, к нам пришел заказчик, которому срочно нужно было реализовать идею. Он боялся, что конкуренты додумаются до такого решения раньше, поэтому запуск не терпел отлагательств. 

Когда я начал рассказывать клиенту про дизайны и аналитику, клиент не стал меня слушать: «Нет времени, погнали разрабатывать». 

И мы запустили разработку. Я как мог, выяснял требования и ставил задачи команде (мы пытались работать по Scrum), но когда мы показали клиенту пробную версию мобильного приложения, оказалось, что мы все сделали не так. Несмотря на то, что я общался и фиксировал все результаты встречи, мы с клиентом неправильно понимали друг друга все это время. 

Дизайны плясали от спринта к спринту. В таком формате мы проработали месяц и ни на шаг не продвинулись с тех экранов, на которых начинали разработку. Начались конфликты и клиент решил завершить с нами сотрудничество.

Итог: Потерянное время, деньги, а также желание когда-либо заниматься запуском перспективных приложений. 

Сейчас я бы предложил двигаться по Scrum, но обязательно с техническими требованиями, кликабельным прототипом, сделав в самом начале дизайн-концепт.

Кейс 2. Нам достаточно только экранов приложения

Этот проект мы начали с кликабельного прототипа, у клиента было понимание, что такой макет необходим для наглядности: так проще согласовывать сценарии пользовательского поведения на экранах приложения. 

Когда предложил аналитику для описания алгоритмов поведения системы, ответили: “Нам достаточно экранов приложения». Тогда я не стал спорить с заказчиком и мы успешно согласовали все экраны.

Проблемы проявились уже при тестировании: стало непонятно, по каким алгоритмам должны удаляться профили пользователей, что в таких случаях должно происходить с контентом и с сообщениями в чатах. Из предпоказа в предпоказ мы пытались понять как должно быть, но не пришли к результату.

Тогда мы вовремя приняли решение остановить разработку. Начали итерационно описывать алгоритмы и поведение системы, согласовывать каждый шаг с клиентом и только потом вернулись к коду.

Проект был запущен, но клиент потерял деньги и время на множестве итераций без технического задания. 

Как надо было сделать: сразу настаивать на техническом задании вместе с дизайнами и кликабельным прототипом, тогда время и деньги клиента не были бы потрачены зря, а все корректировки происходили бы на стадии аналитики и дизайна. 

Кейс 3. Начали за здравие, закончили за упокой

Даже если заказчик никуда не спешит и не отказывается от техзадания, все может пойти не так. Таким примером стал еще один проект: мы сделали аналитику и дизайн, показали кликабельные прототипы и всё последовательно передавали в разработку.

На предпоказах начались проблемы: от клиента было много правок, и мы так спешили внести все корректировки, что забывали актуализировать дизайны. До аналитики, в таких условиях, нам вообще не было дела.

В результате множества итераций у нас все смешалось в аналитике и дизайне: команда уже не понимала, что изменяла, а что нет.

В итоге пришлось приостановить проект для нормализации аналитики и дизайна и только потом двигаться дальше. Было упущено время проекта, а компании пришлось компенсировать клиенту расходы.

Даже с готовой аналитикой и дизайном, нельзя забывать об актуализации артефактов даже после проработки и запуска проекта.

Главный вывод историй —  никогда не забывайте про техническое задание и дизайны ваших будущих веб и мобильных приложений. Внимательный подход к аналитике и дизайнам экономит время, деньги и нервы. Мы собрали все необходимые для разработки артефакты на одной странице — к каждому приложили пример и подробное описание. Это поможет разобраться и наглядно понять, зачем нужен каждый документ.