Разработка технического задания — первый и самый важный этап в создании любого приложения. Без четко и однозначно сформулированных требований невозможно получить работающий продукт. При этом мало кто из заказчиков знает, как правильно составить техническое задание. Проблема не столько в отсутствии опыта, сколько в том, что единых стандартов здесь не существует. Как писать ТЗ решает для себя каждый самостоятельно. Специалисты YuSMP Group подготовили для вас краткую инструкцию.

Как писать ТЗ на разработку

Первым делом нужно понимать, что чем полнее и точнее описаны требования к продукту, тем лучше будет конечный результат. Даже самая глубокая экспертиза не спасет разработку, если ее цель не ясна.

Чтобы приложение соответствовало ожиданиям, необходимо донести свои идеи до разработчиков. Далеко не все заказчики знают, как выглядит ТЗ. Но это не проблема, так как составление этого документа обычно общая задача. Здесь есть несколько вариантов в зависимости от сложности продукта и бюджета:

  • За оформление технического задания полностью отвечает сторона заказчика. В идеале эту работу поручают бизнес-аналитикам, которые формируют требования к продукту на основе исследований.
  • Документ создается совместными усилиями. Команда разработки предоставляет свои требования к техническому заданию, а сторона заказчика проводит необходимые исследования и собирает обратную связь от руководства.
  • Формирование технического задания происходит полностью на стороне подрядчика. Заказчик только вносит свои правки или выдает устные рекомендации. Такой подход допустим только в случае простых продуктов, которые создают по готовым стандартизированным решениям.

Структура технического задания

Все ТЗ пишутся по одним и тем же шаблонам. Заказчику нужно пройти обязательные этапы, основные проблемы лежат в плоскости деталей. Но об этом мы поговорим ниже. Если вам нужно на что-то опираться при составлении техзадания пример от нашей студии:

  • Цель. Начать стоит с того, что за продукт нужно реализовать, зачем и для кого он. Например, нужен интернет-магазин по продаже определенных товаров. В этой же части нужно расписать основные возможности: что будет делать ПО, как взаимодействовать с пользователем, какие задачи решать, кто целевая аудитория и т.д.
  • Основной функционал. Здесь придется конкретизировать требования к продукту. В этом помогут пользовательские сценарии и прототипы страниц. Их можно составить самостоятельно при помощи специальных сервисов, разобраться в них не сложнее, чем в Paint. Для технического задания примеры крайне важны. Можно использовать в качестве референсов сайты или приложения конкурентов. По итогу у разработчика должно быть сформировано понимание: сколько страниц будет в приложении, какая у них функциональность, отдельные элементы и т.д.
  • Технические требования. Это более сложный вопрос, для решения которого необходима экспертиза. В идеале стоит привлечь работника с техническим образованием или бэкграундом. В этой части нужно указать, какие библиотеки, движки, фреймворки будут использоваться, где будет размещаться продукт и т.д.
  • Сроки сдачи. Как правило, продукт сдается поэтапно. При формировании технического задания нужно прописать что и на каком этапе будет готово. Также важно наметить основные критерии продукта, это поможет при решении спорных вопросов.

Основные требования к техническому заданию

Даже представляя себе структуру документа, заказчики не всегда могут с первого раза правильно сформулировать требования к продукту.

Что нужно учитывать:

  • Принцип однозначности и отсутствия оценочных суждений. Многие заказчики хотят получить быстрое приложение или простое юзабилити. Это желание понятно, но такие формулировки ничего не говорят разработчикам. Техзадание должно содержать конкретные требования и измеримые параметры. В противном случае велика вероятность непонимания — как максимум. А как минимум — долгих переговоров по уточнению.
  • Понимание общей логики бизнеса. Никто не знает свой продукт так, как его создатель. Собственник или управляющий бизнеса лучше всех понимает, как он работает. Эту информацию нужно донести до команды разработки. В идеале подрядчику стоит объяснить, в чем конкурентное преимущество продукта, какие его сильные стороны, в чем заключается уникальность. На этой базе можно реализовывать конкретные технические решения.
  • Портрет целевой аудитории. Это отдельный и очень важный пункт, о котором нередко забывают, считая, что маркетинговые исследования нужны только в продажах. Но технические специалисты тоже должны ориентироваться на портрет целевой аудитории, потому что это влияет на логику интерфейса и функционал продукта.
  • Конкурентный анализ. Если на рынке есть конкуренты, имеет смысл изучить их продукт в рамках формирования технического задания. Заказчику стоит описать преимущества конкурентов, их удачные находки, а также их недостатки.
  • Пользовательские сценарии. Это важнейшая часть ТЗ, которой не все уделяют достаточно внимания. В идеале необходимо предусмотреть все сценарии использования продукта, расписывать функционал таким образом максимально рационально. То есть нужно по шагам указать что и как будет делать посетитель сайта или приложения. Например, сценарий поиска нужного товара в каталоге, покупки, оформления доставки и т.д.
  • Требования к проверке. Здесь особенно стоит избегать разночтений. Нужно создать чек-лист по тому, как будет работать продукт. Не забывая о разных версиях браузеров и мобильных платформ, разрешении экрана, скорости загрузки и т.д.